Зачем нужна финансовая грамотность людям старшего поколения

 

Каждый из нас, в своей повседневной деятельности, даже не замечая этого, постоянно сталкивается с финансовыми вопросами, которые часто требуют оперативного решения. Например, вы уехали на летний период на дачу и не успели вовремя оплатить за коммунальные услуги – вам начнут начислять пени. В настоящее время, в связи с внедрением новых цифровых технологий, привычные потребителю финансовые операции изменяются очень быстро.

Новые финансовые услуги, банковские продукты, способы оплаты, безусловно, являются положительным фактором для потребителей финансовых услуг и улучшают качество жизни. С другой стороны, отсутствие минимальных знаний в сфере финансов может привести к плачевным последствиям. Появляется возможность попасть в финансовую долговую яму. Кроме того, мошенники не дремлют и постоянно совершенствуют свои мошеннические схемы, в которые неподготовленному человеку угодить очень легко.

Одной из самых уязвимых категорий граждан являются лица старшего поколения. Немаловажным является такой факт, что недостаток финансовой грамотности у пожилых лиц не позволяет им рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, адекватно оценивать возможные последствия при получении финансовых услуг. Притом данные лица нередко становятся жертвами финансовых мошенников.

В период развития информационно-коммуникационных технологий  важным фактором является умение правильно и безопасно пользоваться цифровыми технологиями, а также оценивать риски, связанные с получением финансовых услуг. Поэтому повышение финансовой грамотности старшего поколения является одним из важных моментов по повышению благосостояния граждан. Финансовая грамотность данной категории лиц будет способствовать не только повышению уровня их финансовой безопасности, но и способности эффективно распоряжаться своими денежными средствами, умению разрешать свои финансовых вопросы более грамотно, правильно выбирать финансовую услугу среди большого количества предложений.

В связи этим специалисты Консультационного центра для потребителей продолжают проведение образовательных мероприятий среди лиц старшего возраста с информированием об их правах в таких сферах, как уплата налогов, страхование, покупка товаров на электронных маркетплейсах, использование мобильного банка как электронной платежной системы, профилактика риска мошеннических действий. Основная цель подобных мероприятий – выработка у  слушателей навыков и умений в вопросах финансового поведения.

В случае возникновения вопросов, связанных с защитой прав потребителей, в т.ч. и финансовых услуг, любой желающий может обратиться  в Единый консультационный центр по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

 

 

Пять правил
финансовой грамотности
для людей старшего возраста

 
 
 
 
Современные пенсионеры - чаще всего люди опытные и рассудительные. Но стремительно изменяющиеся технологии иногда вызывают у них недоумение. Порой им проще отказаться от удобств, предоставляемых гаджетами, чем изучать, какую кнопочку надо нажать.
 

1

Не храните бумажку с ПИН-кодом
в кошельке вместе с картой

 
 
Потерять можно все - и бумажные деньги, и банковскую карточку. От воров также никто не застрахован. Но потерянные купюры будут для вас утеряны безвозвратно. Средства с пластика можно сохранить, если сразу после обнаружения пропажи вы позвоните в банк и заблокируете карту. Тогда никто посторонний не сможет снять с нее деньги. А вам банк выдаст новую карту.
Но при этом важно запомнить, что нельзя хранить бумажку с записанным на ней ПИН-кодом в одном месте с банковской картой. Иначе вор сможет снять деньги с карты до того, как вы заметите ее отсутствие.
 

2

Чтобы не забыть про оплату коммунальных платежей, подключите «Автоплатеж»

 
 
 
Наступил дачный сезон, и многие пенсионеры на все лето отправились на свои участки. А в почтовые ящики скоро начнут приходить квитанции за коммунальные услуги. Не успели вовремя заплатить - начнут капать пени. Поэтому стоит подключить к банковской карте услугу «Автоплатеж ЖКХ». Тогда накануне часа «Х» вам придет СМС-сообщение о том, что пора внести квартплату или заплатить за электричество. А вам останется только подтвердить или отменить операцию.
 

3

Чтобы вас не обсчитали, пользуйтесь
в магазинах банковской картой

 
 
 
Расплачиваясь в магазине крупной купюрой, вы рискуете при расчете быть обсчитанным недобросовестным кассиром. Существует также проблема с отсутствием сдачи, когда вам приходится либо ждать, пока кассир разменяет деньги, либо получать на сдачу кучу металлической мелочи. Намного удобнее пользоваться при оплате покупок банковской картой - в этом случае вы просто подтверждаете точную сумму стоимости ваших покупок. Кстати, благодаря покупкам с помощью банковской карты можно еще и заработать - во многих торговых сетях за безналичные расчеты на карту начисляют бонусы, которыми затем можно расплачиваться в некоторых магазинах и аптеках. В частности, бонус «Спасибо от Сбербанка» действует более чем в 20 торговых и аптечных сетях.
 

4

Подсчитывайте свои расходы
в «Мобильном банке»

 
 
 
Часто деньги как будто утекают сквозь пальцы. Вроде ни на что особо и не тратили, а в кошельке или на счете уже пусто. Для этого стоит контролировать свои расходы. Конечно, можно записывать их на бумажке или собирать чеки из магазинов, но намного проще использовать для этого «Мобильный банк». Этот сервис позволяет видеть все расходы, совершенные с помощью банковской карточки и распределяет их по статьям расходов.
Таким образом, вы можете видеть, на что ушли «лишние» деньги и где можно будет сэкономить в будущем.
 

5

Не сообщайте никому ПИН-код
банковской карты

 
 
 
Иногда на мобильный телефон приходят СМС-сообщения следующего содержания: «Ваша карта VISA заблокирована. За информацией обращайтесь по телефону 89ХХХХХХХ» или: «С вашей карты списано 13 тыс. руб. комиссии. Подробности по такому-то телефону».
После получения подобных эсэмэсок не предпринимайте необдуманных действий. Надо взять свою банковскую карту, позвонить по номеру, указанному на ее обороте, и уточнить у специалиста банка, на самом ли деле возникли проблемы, заблокирована карта или нет. А лучше всего подойти в ближайшее отделение банка, который обслуживает карту, и переговорить со специалистом лично.
Помните о том, что банки никогда не рассылают подобных сообщений, не просят клиентов сообщать своим сотрудникам по телефону конфиденциальную информацию о счете, паспортных данных, кодах доступа и так далее. Для производства всех необходимых операций банки приглашают клиентов непосредственно в свои отделения и никогда не требуют проводить какие-либо операции клиентов в банкоматах самостоятельно, консультируя их по телефону.
 
 
 
 
 
 
 
Получатели социальных услуг Вознесенского дома-интерната приняли участие в ряде онлайн-занятий по финансовой грамотности, которые проводил Банк России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024 ЛОГБУ «Вознесенский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Россия, 187750, Ленинградская область, Подпорожский район, п. Вознесенье, ул.Онежской флотилии, д.38.
Широта: 61°00'45.6"N Долгота: 35°28'00.0"E